Светлана Т. предлагает Вам запомнить сайт «Вопросы и Ответы»
Вы хотите запомнить сайт «Вопросы и Ответы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Вы подпишите петицию против …

Вы подпишите петицию против повышения пенсионного возраста?

17 июн, 14:54
+150 368
Как власти будут бороться с …

Как власти будут бороться с работодателями, которые ущемляют работников из-за возраста и какая будет новая…

18 июн, 07:45
-15 52
А вы ходите в магазины низки…

А вы ходите в магазины низких цен или обходите их стороной?

30 май, 20:16
+26 139
Сможет ли сборная России вый…

Сможет ли сборная России выйти в 1/8 финала ЧМ по футболу?

17 июн, 16:21
+4 15
Запомнить

Можно ли уклониться от участия в проведении ЕГЭ?

развернуть

ЕГЭ как образовательно-бюрократическая спецоперация

По стране шагает Единый госэкзамен – серия образовательных спецопераций по выявлению знаний учащихся с целью поступления в вузы.

Обычно на строжайшие меры проведения ЕГЭ жалуются ученики и практически не говорят о том, с чем сталкиваются учителя. Между тем педагоги не первый год возмущаются требованиями, которые к ним предъявляют организаторы. Педагогические форумы забиты самыми нелепыми примерами, а один из самых популярных запросов – можно ли уклониться от участия в проведении ЕГЭ?

Сегодня учителю уже недостаточно передать ученикам знания и подготовить их к сдаче ЕГЭ, чему посвящены долгие месяцы учебного года.

Для учителей создана специальная инструкция, знание которой определяется с помощью тестирования (этакий ЕГЭ для учителей) и исполнение которой беспощадно фиксируется камерами и проверяющими. На примере многостраничной инструкции за 2015 год, которая, к слову, каждый год усложняется, можно увидеть, как каждые полчаса учителей, участвующих в проведении ЕГЭ, заполнены массой регламентированных обязанностей.

Не менее чем за два часа они должны подготовить пункт проведения экзамена (ППЭ) и включить видеозапись, а в случае неисправности видеоаппаратуры решить эту проблему. За полтора часа до ЕГЭ организаторы должны получить и подготовить весь пакет экзаменационной документации, распределить обязанности, зафиксировать местоположение каждого учителя. За час до ЕГЭ развесить списки сдающих экзамен перед входом в ППЭ и передать всем ответственным целый список документов – ведомости учета и коррекции, протоколы проведения, расшифровку кодов и пр.

Фото: Владимир Песня/РИА Новости

Уже через четверть часа, за 45 минут до ЕГЭ, учителя вместе с полицейскими должны встречать учащихся, проверить их наличие в списке согласно удостоверениям личности и прочитать им инструкцию поведения во время ЕГЭ.

В требованиях оговаривается каждая мелочь, регламентировано каждое движение сдающих ЕГЭ в ППЭ, а за их исполнением должны, не смыкая глаз, следить учителя.

К примеру, в некоторых школах заклеивают ящики шкафов и снимают со стен портреты и плакаты, а учителям запрещено не только разговаривать друг с другом, но и долго смотреть в окно, чтобы не пропустить возможное нарушение в аудитории. Выход же ученика в туалет превращается в что-то среднее между выходом в открытый космос и конвоированием в исправительных учреждениях строгого режима.

Между тем все эти меры безопасности при сдаче ЕГЭ, требующие повышенного внимания и напряжения нервов в течение 6–7 часов, фактически бессмысленны. Накануне дня сдачи ЕГЭ всё легче найти правильные ответы в интернете.

Получается, что по мере ужесточения условий проведения экзамена произошло ослабление контроля со стороны Рособрнадзора и Роскомнадзора в интернете – и пока порядочные ученики пытаются честно сдать экзамен, а учителя с восьми утра до двух дня пребывают в стрессе, нечестные ученики легко обманывают всю эту сложную систему.

В результате чрезмерная зарегулированность сдачи экзаменов вкупе с ослаблением контроля за ответами в интернете сводит на нет всё лучшее в системе ЕГЭ.

Но если бы такая бюрократизация была только во время сдачи Единого экзамена – на самом деле, она проникла во всю систему образования. Бумажная волокита заполнила собой каждый учебный день. Учителя большую часть рабочего времени уделяют именно работе с бумагами, а не с учениками и учебным материалом. И они не могут от этого отказаться, иначе их обвинят в неисполнении обязанностей.

Слово учителю физики с 25-летним стажем из Санкт-Петербурга Денису Прохорову:

«20 лет назад я заполнял обычный журнал и в конце года писал небольшую справку по классам о средних баллах за четверти и полугодия. Как классный руководитель я в начале года составлял несколько стандартных списков, и всё. Учебные программы не менялись из года в год.

Сегодня с нас требуют ежегодно писать рабочие программы, причем их формат существенно изменился в сторону писанины: всякие УУД (Универсальные учебные действия), компетенции и прочая ерундистика. Причем сдавать надо как в электронном, так и в бумажном виде. Прошлогодние не принимаются! К каждому уроку мы должны написать технологические карты (да будут они прокляты!). У меня в 11 классе 170 учебных часов в год. Это я должен написать 170 техкарт!

Всего у меня примерно 500 часов в год. Причем каждый урок надо расписать почти поминутно, указывая, какие УУД я разрабатываю в тот или иной момент, формы опроса, формы контроля. Достаточно взглянуть на формат одной карты, чтобы понять масштаб бедствия. Это отнимает не только массу времени, но и нервов. Помимо прочего, надо составлять психологические портреты классов».

Все, что перечислено выше, – это далеко не полный перечень бюрократической нагрузки на учителей.

В результате добросовестные педагоги, сталкиваясь с растущими требованиями по заполнению документов, волком воют от невозможности найти достаточное время, чтобы сосредоточиться непосредственно на работе с детьми, а многие и вовсе машут рукой и начинают «отбывать» номер.

Примечательно, что Ольга Васильева эту проблему прекрасно понимает и, когда только была назначена министром образования, одной из первых задач ставила как раз разбюрократизацию работы учителей.

Однако спустя почти два года количество бумагомарания в школах не уменьшилось и, возможно, даже возросло. Даром что частично оно перешло в электронный вид – нередко теперь учителям приходится вносить одни и те же данные и в старый бумажный журнал, и в электронный.

Впрочем, это проблема не только системы образования – процесс растущей бюрократизации тотален: он везде, во всех профессиях без исключения. Спросите любого профессионала – от работника ЖЭКа до учёного – везде огромный вал документов, на который уходит уйма времени.

Раньше казалось, что проблему бумагомарания решат компьютеры, однако – парадокс! – именно с ростом цифровизации, введением электронного документооборота растёт загруженность работой с документами.

Впрочем, никакого парадокса нет: электронный документооборот – то же самое бумагомарание, только на компьютере. Ведь появлению документа на электронном носителе предшествует ввод данных вручную. Более того, цифровизация требует постоянного и частого внесения данных, а их становится всё больше и больше.

Одним из возможных решений могло быть стать введение специальной должности по занесению и контролю всех данных, однако в школах и больницах на это далеко не всегда есть необходимые средства (представьте ежедневный объём данных в школе с 1000 учеников).

Более того, чиновники, увлекшись переносом всех процессов в электронную базу, придумывают всё новые и новые параметры, которые необходимо зафиксировать, и заставляют сотрудников, работающих с людьми, вносить циферки в режиме нон-стоп.

Превратно и односторонне понятая цифровизация рождает чудовище похлеще старорежимного чиновника, привыкшего доверять только бумагам и видящим в человеке только его удостоверение. Теперь в человеке видят только цифры – всё более разнообразные и многочисленные – и заставляют постоянно регистрировать их, проверять, контролировать. Заполнять и заполнять бесконечные таблицы и формы.

В ближайшей перспективе создание для каждого гражданина персональной траектории развития – электронного документа, в котором будут храниться все результаты учёбы и трудового стажа, фактически вся ваша карьера. И можно предположить, что это потребует ещё больше данных, новую волну анкет, таблиц и документов, которые придётся заполнять руками тех же учителей, преподавателей вузов, врачей, пожарных...

Благое, в общем, намерение, призванное облегчить обработку данных и тем самым освободить время человека, превращается, наоборот, в дополнительную трату времени.

Создаётся некое цифровое рабство, которое постепенно опутывает человека и подчиняет всё больше его времени. Цифровизация в искажённом исполнении подменяет собой живое дело, выхолащивает саму суть профессий, представители которых должны помогать людям, лечить, обучать, строить, обеспечивать безопасность.

В то время как учитель заполняет очередную таблицу, оставленные без внимания ученики теряют интерес к учёбе как к познанию мира и превращаются в зубрилок, а итоговый экзамен из волнительного торжества превращается в роботизированный отжим зазубренной информации.

Нужно ли нам такое будущее, где электронные данные заменят живое участие человека?

https://vz.ru/opinions/2018/6/10/926290.html


Опубликовала Светлана Т. , 10.06.2018 в 21:57

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Sasha Sokolov
Sasha Sokolov 10 июня, в 22:07 какая большая бредятина нашлась в интернете...можно что угодно придумать...зачем оно Вам нужно...Вы на пенсии...внуки ...они не Ваши ...они принадлежат родителям а не Вам...орите шумите ...умно пишите...проку ноль с Ваших ответов Текст скрыт развернуть
-9
Игорь Фурсов
Игорь Фурсов Sasha Sokolov 10 июня, в 22:15 Они не родительские, они не кому не принадлежат, они личности Текст скрыт развернуть
0
Татьяна Браун
Татьяна Браун 10 июня, в 22:25 Все правильно написано. Хотя я и бухгалтер, но еще и педагог-совместитель, тоже приходится писать кучу всяческих бумажек.  Штаты в вышестоящих организациях почему-то растут (дети у кого-то заканчивают учебные заведения), вот каждый отдел и требует бесконечные бумажки. Причем с информацией, которую можно взять в соседнем кабинете. Несколько дней назад нам в техникум из отдела в областном комитете прислали запрос очередной-собрать пакет документов для какого-то анализа, и причем очень срочно.  С бухгалтерии потребовали годовую  отчетность за  2016-2018 год. Мы должны были ее вытащить из системы, через которую сдаем отчеты в комитет, собрать в отдельную папку, и переслать в отдел.
ЗАЧЕМ???? Если эти отчеты в электронном виде находятся в бухгалтерии комитета, и надо только подняться этажом выше. Такое ощущение, что вышестоящие озабочены своей занятостью, но не совсем соображают, какой объем работы приходится перелопачивать "в низах". Особенно после  прошедшей волны объединений учебных заведений, и сокращений штатов.
А про сдачу ЕГЭ кроме неприличных слов ничего и не найти. Жена моего внука, педагог-первогодок, уже такое счастье испытала. Сказала, что лучше вагон разгрузить.
Текст скрыт развернуть
6
Sergei Pavlov
Sergei Pavlov 10 июня, в 23:57 ДЕРЬМО ЭТО ВАШЕ ЕГЭ, ТАКОЕ ЖЕ, КАК И НАШЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ! Текст скрыт развернуть
0
Agafon Portupeev
Agafon Portupeev 11 июня, в 02:06 ЕГЭ - это безумное порождение воспаленного мозга его создателей! Однако как всегда кто-то на этом делает очень хорошее бабло!!
Пока существует ВШЭ - образование в России будет только деградировать! Этот антинародный рассадник негодяев надо уничтожить, и чем быстрее, тем лучше! Но власти, то есть те, от кого это зависит не видят или не хотят видеть этот корень зла! А до тех пор всё будет оставаться писаниной и сотрясением воздуха...
Текст скрыт развернуть
5
Канон Канонов
Канон Канонов 11 июня, в 02:19 Народ как-то ополчился и гавкает на ЕГЭ, как-будто он главная беда нашего образования. А между тем, ЕГЭ, это лишь форма проведения гос экзамена и не более того. Ясен пень, что для балбеса, лучше сдавать экзамен тет а тет с преподавателем, который его учил 10 лет, но лучше только с точки зрения завышенной оценки. На этом все преимущества традиционного экзамена заканчиваются. Текст скрыт развернуть
-2
Леонид Пугачёв
Леонид Пугачёв 11 июня, в 06:50 Сдавал экзамены тет на тет...Но, когда перешли на ТЕСТЫ...(ГАДАЛКИ) Стало просто противно от ДЕГРАДАЦИИ нашего общества. Наш ребенок ЕГЭ не сдавал. Из 30 человек сдавали 2-е. НЕ СДАЛИ! Все остальные купили после НОВОГО ГОДА! А потому, вывод простой, нашей верхушке денег МАЛО!!! Аппетит приходит во время еды.... Текст скрыт развернуть
2
geo1804
geo1804 Леонид Пугачёв 11 июня, в 08:37 долой егэ Текст скрыт развернуть
1
Леонид Пугачёв
Леонид Пугачёв geo1804 11 июня, в 17:42 ДАВНО ПОРА! Текст скрыт развернуть
1
Леопольд Кудасов
Леопольд Кудасов geo1804 12 июня, в 08:05 Превратим экзамен в праздник! Никакого страха и напряжения. Качество знаний и ответственность наших выпускников сразу повысятся. Текст скрыт развернуть
0
татьяна цыганова
татьяна цыганова 11 июня, в 09:59 Запад наступает,атакует,неужели сдадимся ? Текст скрыт развернуть
0
radiofree RF
radiofree RF 12 июня, в 23:22 К чертовой бабушке ЕГЭ,вернуться к советской системе обучения.! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 12
Комментарии Facebook

Последние комментарии

Алексей Кузиванов
Алексей Кузиванов
Алексей Кузиванов
Владимир Шихалев
Алексей Кузиванов
Герман Вахотин
Согласен.
Герман Вахотин Вы подпишите петицию против повышения пенсионного возраста?
Елена Соболь
Людмила Белобородова